Третья попытка у взлетной полосы
4 декабря 2006 года

Вопрос о передаче аэропорта в хорошие руки возникает всякий раз, когда в Казани затевается подготовка к крупномасштабным мероприятиям, связанным с наплывом зарубежных гостей. В последнее время едва ли не вся деятельность властей Татарстана подчинена одной идее - выиграть соревнование за право проведения Универсиады в 2011 году. А победить непросто - у оценочной комиссии жесткие требования не только к стадионам и дворцам спорта, но и к аэропортам, в которых должны быть аэровокзалы с большой пропускной способностью пассажиров, просторные залы ожидания, комнаты отдыха, бары. Побывавший недавно в Казани глава Счетной палаты Сергей Степашин после осмотра спортивных объектов сказал руководителям республики, что все у нас прекрасно, за исключением аэропорта, не соответствующего международным стандартам. И именно к аэропорту, как сообщил корреспонденту "ВК" информированный источник, может прицепиться оценочная комиссия.

В Министерстве земельных и имущественных отношений РТ говорят, что пока не располагают сведениями о конкретных намерениях правительства в отношении аэропорта - как будет дано указание, так, дескать, проведем аукцион. И в самом деле, зачем раньше времени трубить о торгах - вначале нужно найти инвесторов, чтобы потом в очередной раз не пришлось их отменять. Еще за год до 1000-летия города министерство объявило о продаже стопроцентного пакета акций МАК, стартовая стоимость которого составляла всего 73,7 миллиона рублей. Однако сделка не состоялась. За два дня до аукциона министр Валерий Васильев подписал неожиданное постановление о снятии с торгов аэропорта. В коротком документе говорилось, что делается это "в целях реализации стратегии управления пакетами акций, находящихся в госсобственности республики, и обеспечения расширения круга инвесторов". Позже выяснилось, что желающие купить пакет акций были, но дальше переговоров дело не пошло. По мнению потенциальных покупателей, в частности, банка "Русский стандарт", кредиторская задолженность аэропорта была существенно занижена, поэтому и не поступили заявки.

Поскольку времени до юбилея оставалось мало, правительство республики переиграло - и торги, и реконструкцию аэровокзала отложило до лучших времен, выделив деньги на срочное строительство нового бизнес-терминала площадью 2 тысячи квадратных метров пропускной способностью 100 пассажиров в час. Бизнес-терминал в считанные месяцы возвела турецкая фирма "Монотек". Когда юбилейные торжества закончились, минземимущество сделало вторую попытку продать госактивы на аукционе, запланированном на 30 декабря прошлого года. В этот раз стартовая стоимость пакета акций была увеличена почти в три раза - до 216 миллионов рублей. Это повышение, как пояснили в министерстве, связано с улучшением финансового состояния аэропорта. Но продажу акций снова отменили, потому что инвесторы не проявили к ней интереса. Инвесторам хорошо было известно, что иногородних авиаперевозчиков, которые могут составить конкуренцию авиакомпании "Татарстан", в казанский аэропорт не больно-то пускают, что самолеты летают у нас не так уж часто...

После провала аукционов в правительстве, видимо, поняли, что нужно открыть воздушные ворота для авиаперевозчиков, иначе не заманишь инвесторов. Теперь в Казани приземляются самолеты разных авиакомпаний, в будущем году количество рейсов станет еще больше. Некоторые авиаперевозчики сами не прочь стать собственниками казанского аэропорта. Однако в правительстве не намерены объединять МАК с авиакомпанией в единый холдинг.

- Если хозяином аэропорта станет какая-нибудь авиакомпания, то она займет доминирующее положение. О конкуренции в таком случае и говорить не приходится, - сказал первый заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства РТ Павел Чернов.

Ну а пока ищут инвесторов, не связанных с авиаперевозками, в Казани может появиться еще один аэропорт... для деловой авиации. Московская компания "Траверс-авиа" предложила правительству республики принять участие в новом проекте строительства взлетной полосы, на которую могли бы приземляться персональные самолеты российских и зарубежных бизнесменов. Фирма готова вложить деньги в новый аэропорт - построить и взлетную полосу, и небольшой аэровокзал. В Казани уже и место присмотрели для деловой авиации, и не одно. Бизнесменам хотят предложить на выбор свободные земли возле международного аэропорта и горно-лыжного комплекса "Казань".

"Вечерняя Казань", Валентина Пахомова